Печально, когда поиск себя так и не начинается. Ибо поиск себя и есть начало человека, и есть созидание начала не зависящего от мира. Если в итоге в самом человеке так и не возникнет нечто собственное, им самим созданное и определяемое, если он останется состоящим из содержаний мира сего, – настанет момент, когда собственник этих содержаний придёт и потребует отдать своё. И тогда может так статься, что от человека не останется ничего.Проблема не в том, что человек не находит себя. Пока жизнь продолжается, рано подводить какие-либо итоги и делать окончательные выводы. Намного более печально, когда это поиск так и не начинается. Люди предпочитают подстраиваться под ситуацию вместо того, чтобы найти себя в ситуации. Легче смириться с обстоятельствами, со средой, с общественными требованиями и установками, со своими недостатками, принять свою наличность, – просто принимать всё это как должное, как естественную данность, в которой нужно жить и к которой следует приспособиться.
Намного сложнее, опаснее и больнее увидеть весь ужас изначальной ситуации, окружающей человека, в которой он себя впервые вдруг обнаруживает – её безличную и безразличную природу, в которой не находится отдельного человека как самостоятельной личности. Человек оказывается не нужен тому миру, в котором он пытается себя найти, ему просто не находится в этом мире места. Два разных тела не могут занимать одно и то же пространство. Человек как некая отдельная, уникальная и самостоятельная сущность, как независимая от окружающих обстоятельств причина собственной жизни, порождающая эту жизнь и управляющая ею, оказывается излишним по отношению к миру.
Суть мира – в его безличной природе. Мир и есть набор неких обобщённых закономерностей существования природы и общества, стремящихся в своём проявлении к элиминированию всех различий, к предельной упорядоченности, определённости и однозначности всех и вся, к полной предсказуемости всех процессов и явлений. Метафорически, можно сказать, что мир стремится стать одной огромной личностью.
Отдельный человек, как независимая личность, оказывается не просто ненужным миру, когда перестаёт его обслуживать, перестает участвовать во всеобщем воспроизводстве его безличного существования, – человек в некотором смысле становится опасен для мира. Своим собственным существованием человек привносит фактор неопределенности и непредсказуемости, нарушая функционирование единого организма мира. Более того, ища и собирая себя по миру, тем самым строя себя из материала мира, человек тем самым уменьшает коллективное тело мира, уничтожая мир.
«Человек должен предложить за себя выкуп, то есть создать ценности, которые компенсируют его индивидуальное отсутствие в коллективной сфере», говорил К.Г. Юнг. Мы помогаем жить другим, когда становимся собой, «такими, какими нас создали боги» (Джеймс Холлис). Помогаем тем, что освобождаем других людей от бремени собственной неполноценности, комплексов и всевозможных ожиданий и, в связи с этим, сами освобождаемся от нужды в Другом, чтобы он ту неполноценность смог бы хоть как-то компенсировать. Наша неполноценность и отсутствие самостоятельности императивно заставляют нас предъявлять к другим всевозможные требования. Причем чаще всего невозможные для других, ибо это наши дела, и другие помочь сделать их за нас просто не смогут, по самой их сути, имеющей отношение именно и только к нам, а не к другим. С другой стороны, человек сам создает некие новые ценности для других, показывая на собственном примере как можно жить иначе, более полно и счастливо, если исходить из других предпосылок. Для начала нужно понять, что вы ничего не должны миру, но и мир ничего не должен вам. В таком случае, если вы чего-то желаете, то это ваш личный выбор, и достигать его придется собственными усилиями. Может быть с помощью, но никак не за счёт других. По-другому не получится, вернее, – не возникнет настоящего удовлетворения от достигнутого. Останется некий неприятный осадок, не дающий в полной мере наслаждаться результатами.
Возникая как самостоятельная отдельная личность, человек становится «прозрачен» для мира, то есть «не виден» ему, тем самым ускользая от мира, от обязательности некоторых действующих в нём коллективных закономерностей (или мифов). Стремясь к единообразию, к реализации себя как одной единственной личности, мир не может «помыслить» саму возможность сосуществования рядом подобных, но иных, таких же равных ему личностных образований. Поэтому, у мира попросту отсутствуют средства, не сформированы за ненадобностью «органы», чтобы опознать другую личность, увидеть отдельного человека. В результате высвобождается энергия, ранее растрачиваемая под влиянием этих коллективных мифов, появляются дополнительные силы, которые могут быть использованы для иных, личных задач, которые человек ставит себе сам.
Строя себя, человек не просто включает в себя некоторые готовые части мира. Только относясь к миру, к своей ситуации в нём, к обстоятельствам своей жизни как к «сырому материалу», который должен быть присвоен и усвоен, полностью и без остатка преобразован, трансформирован в иное, человек может освободиться от мира, перестать быть собственно миром, то есть, как изначально, оставаться состоящим из материала мира и только из него.
Точнее, в человеке, как изначально аморфном и зависимом от мира образовании, возникает вторая природа, трансцендентный центр, свободное пространство, собственно человек. Возникает субъект, действующий по своей воле и отвечающий за свои поступки. Который действует с помощью первой природы, которая никуда не исчезает, а становится его инструментальной частью, по-прежнему состоящей из объективности мира и соотносящейся с его законами, но не определяемой более только ими.
В противном случае, если в самом человеке так и не возникнет нечто собственное, им самим созданное и определяемое, если он останется состоящим из чужого, из содержаний мира сего, принадлежащих этому миру и функционирующих по его законам, – настанет момент, когда собственник этих содержаний придёт и потребует отдать своё, потребует отдать то, что принадлежало ему с самого начала. Причём потребует с процентами «за пользование», и тогда может так статься, что от человека не останется ничего.
Источник:
Пространство Вивос Веритас
2011 год