Жизнь и смерть – самые главные для нас слова и понятия. Мы знаем, что со временем перейдём «в мир иной», в небытиё. Но с позиции биофизики не ясно, что перейдёт в небытиё. Ведь все «безмозглые» молекулы и атомы, из которых состоит живая материя, сохранятся! Однако люди чувствуют, что есть какая-то целостность живого организма, есть что-то, что управляет этими молекулами и атомами внутри клетки, а также управляет самими клетками. Именно эта целостность и нарушается при смерти. Первым, кто построил достаточно развитую теорию, объясняющую разницу между жизнью и смертью с биологической точки зрения, был румынский биохимик Евгений Маковский. Согласно «биоструктурной теории» Маковского (1969 год и далее), живая материя состоит из двух качественно разных форм…Жизнь и смерть – самые главные для нас слова и понятия. Мы знаем, что со временем перейдём «в мир иной», в небытиё. Но с позиции биофизики не ясно, что перейдёт в небытиё. Ведь все «безмозглые» молекулы и атомы, из которых состоит живая материя, сохранятся! Однако люди чувствуют, что есть какая-то целостность живого организма, есть что-то, что управляет этими молекулами и атомами внутри клетки, а также управляет самими клетками. Именно эта целостность и нарушается при смерти.
Первым, кто построил достаточно развитую теорию, объясняющую разницу между жизнью и смертью с биологической точки зрения, был румынский биохимик Евгений Маковский. Согласно «биоструктурной теории» Маковского (1969 год и далее), живая материя состоит из двух качественно разных форм (тесно связанных друг с другом): 1) биоструктуированной материи (биоструктур) – собственно живой материи и 2) молекулярной материи – неживой материи.
Чтобы доказать существование немолекулярных биоструктур и понять их свойства, Евгений Маковский и его коллеги ставили различные эксперименты. Опишем здесь один из них.
В эксперименте вначале было установлено, что живая ткань может выдерживать давление до 200 атмосфер (ткань — это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью строения и выполняемой функции). Затем сравнивали количество сока, которое может выделить после сдавливания живая ткань, с тем количеством сока, которое выделяет при тех же условиях мертвая ткань. Было установлено, что при сдавливании живой ткани выделялась только межклеточная вода вместе с растворёнными в ней веществами. При сдавливании мёртвой ткани начинала выделяться также и внутриклеточная жидкость. Отсюда учёные сделали вывод, что в момент смерти биоструктура внутри клетки ломается.
Несмотря на подобные эксперименты и теорию Маковского, современная биология до сих пор продолжает развиваться в свете молекулярной концепции, которая не даёт удовлетворительного объяснения специфики живой материи. Главная причина в том, что современная физика резко отвергает существование любых структур, состоящих из неизвестной, немолекулярной материи. Действительно, если такие «невидимые» структуры существовали бы, то они должны были бы находиться в физическом вакууме. Однако наличие каких-либо пространственных структур в вакууме противоречит Специальной теории относительности. Согласно этой теории, с физическим вакуумом (материальным континуумом, который заполняет пространство как между звездами, так и между всеми элементарными частицами) нельзя связать систему отсчета, а следовательно, в нём невозможны никакие структурные образования.
Поведение живой материи не согласуется и с другой фундаментальной теорией — квантовой физикой. Еще Э. Шредингер (основоположник квантовой механики) обратил внимание, что квантовая механика принципиально не в состоянии описать поведение биомолекул в живом веществе. Он писал: «единичная группа атомов, существующая только в одном экземпляре, вызывает закономерные явления, которые находятся в тесной связи между собой и с окружающей средой… Мы очевидно здесь сталкиваемся с явлениями, которые управляются «механизмами», полностью отличающимися от «вероятностных механизмов» в физике». Действительно, живая материя демонстрирует высокую степень детерминизма. Биомолекулы действуют как хорошо отлаженные механизмы, хотя с точки зрения физики биомолекула является квантовой системой, поведение которой должно описываться вероятностными законами квантовой механики. Этот тезис настолько важен, что он требует хотя бы поверхностного обоснования.
Допустим, например, что для осуществления какого-нибудь процесса нужно, чтобы в данной молекулярной системе произошло 10 химических реакций. Пусть каждая реакция может не осуществиться с очень малой вероятностью (но, согласно квантовой механики, не бесконечно малой), например 0.05, тогда вероятность того, что процесс произойдет, будет равна 0.95 в 10 степени, т.е. примерно 0.58. Поскольку молекулярные системы в живом веществе непрерывно взаимодействуют, то, согласно квантовой механике, за конечный промежуток времени вероятность осуществления любого процесса будет бесконечно мала. Однако, как известно, в живом организме одни и те же процессы повторяются много раз и из поколения в поколение.
Таким образом, чтобы изучать живое вещество, надо радикально переделать современную физику, выйти за границы этих двух физических теорий. Тогда перед физикой откроются совсем другие горизонты. Так, биоструктурная теория Маковского касается только двух структурных уровней живых организмов: биоструктурного и молекулярного. Однако Маковский предполагал существование у человека и других, более тонких, уровней: психо-структурного и ноэсис-структурного (интеллектуального). Все ли структуры разрушаются в момент физической смерти?…
Как образно отметил Павлов, учёный долго карабкается по крутым склонам науки, чтобы добравшись до вершины найти там давно устроившегося теолога.
Источник:
Нина Сотина
Эзотерический журнал «Мысль»