Человек родился и впервые почувствовал мир за пределами утробы своей матери. Мир коснулся его плоти, и плоть его вздрогнула, тело отреагировало лёгкими беспорядочными движениями и криком. Первый контакт состоялся и зафиксировался в мозгу, оставив после себя отпечаток. Это отпечаток «не приятного». Мама кормила малыша, и он блаженствовал пока организм наполнялся едой, а потом уснул, его пронизывало чувство приятного. Он весь был растворён в этом процессе и не отделял где он, а где мама, где еда, а где организм.Человек родился и впервые почувствовал мир за пределами утробы своей матери. Мир коснулся его плоти, и плоть его вздрогнула, тело отреагировало лёгкими беспорядочными движениями и криком. Первый контакт состоялся и зафиксировался в мозгу, оставив после себя отпечаток. Это отпечаток «не приятного». Мама кормила малыша, и он блаженствовал пока организм наполнялся едой, а потом уснул, его пронизывало чувство приятного. Он весь был растворён в этом процессе и не отделял где он, а где мама, где еда, а где организм. Он был тотален, когда кричал от голода, а потом ел и так же тотально (без вопросов и комментариев) уснул. Его «Я» было пустым и пребывало оно в мире, не отделяя себя от него, а механизм оценки уже начал сформировываться на базе дихотомии «приятно»/«неприятно». Мир был один (единый) а теперь разделился надвое, и одна его часть воспринималась охотно и с удовольствием, а другая всячески отвергалась.
По мере освоения своего жизненного пространства ребёнок переходит от ощущений к непосредственному контакту. Он познаёт формы через взаимодействие с ними. В результате в его памяти фиксируются объёмы информации связанные с объектами познания и их восприятием через телесность. Что приятно того и хочется. Но не всё можно оказывается. К тому времени как ребёнок начинает понимать речь и реагировать на неё (поначалу не разборчиво) ему начинают объяснять, что хорошо, а что плохо, таким способом устанавливая границы. Потому что должен хотеть только то, что хорошо, а то что плохо хотеть нельзя! Таким образом, и желания и действия обретают границы.
Ребёнок впитывает и запоминает эту информацию, а потом начинает сам очерчивать границу своих действий по принципам «правильно/не правильно». Таким образом, под чутким наблюдением своих воспитателей он как бы сдаёт экзамен на усвоение дихотомии «хорошо/плохо» и сам для себя создаёт ограничения в выборах (самоограничение).
Имея в сознании критерии оценки от приятно/неприятно до правильно/не правильно, формируется социально ориентированная система критериев надо/не надо и как следствие само утверждающие принципы могу/не могу.
Сформировалась внутренняя пирамида дихотомических оценочных критериев сознания, от приятно/неприятно до могу/не могу.
Проявление в сознании дихотомических критериев оценки в процессе социализации порождает потенциальную двойственность человека по отношению к миру и к себе самому. Мир делится на «наших» и «не наших», на Мы и Они. Система оценочных критериев, которая сформирована в сознании, может быть представлена в виде трех блоков:
Телесно ориентированные критерии: Приятно/неприятно и как следствие Хочу/не хочу.
Виртуальные критерии: Хорошо/плохо, Правильно/не правильно, Надо/не надо.
Вербально-логические: Могу/не могу.
Критерии надо/не надо и могу/не могу, обозначают границы описания себя для людей и формируют содержание блока «Я как другой» в «Я концепции». Виртуальные критерии сознания обрабатывают информацию извне и формируют содержание блока отношений «Я как Мы». Блок «Я как Я» по содержанию сформирован на основе телесно-ориентированных критериев с частичным участием виртуальных критериев.
«Я», которое изначально было пустым, в процессе формирования оценочного сознания посредством проявлений дихотомических критериев постепенно отождествляется и прикрепляется к вершине пирамиды. На этапе формирования критериев Правильно/не правильно «Я» приобретает зависимость от «Мы». Дальнейшие проявления «Я» связаны с миром людей и функциями самоконтроля и все это регулируется уровнем самооценки. Таким образом, появляется «Я=Мы». Сугестирующая (управляющая) информация передается человеку через систему социального ориентирования. Через систему соответствий управляющая информация воздействует на вершину пирамиды сознания («Я=Мы»).
Система требований воздействует на уровень надо/не надо. Система ожиданий активирует критерии на уровне могу/не могу. Таким образом, проявлена зависимость между конкретным человеком и системой управления социальной общностью, в которой человек находится. Восприятие сугестирующей (управляющей) информации индивидуально и зависит от многих факторов но, безусловно, в самом человеке запускает механизмы мышления по ее обработке в соответствии с необходимостью удовлетворения потребностей. В социальном устройстве жизни существует возможность удовлетворения его потребностей, т.е. ресурс.
Социальное устройство как система управления построено так же по принципу пирамиды. Есть ресурс, необходим контроль и порядок, необходимо управление процессом. Существует иерархия социальных мест и доступа к ресурсу (власть, деньги, слава). В целях поддержания конструкции социальной пирамиды в рабочем состоянии ее устройство должно быть стабильно, а наполнение должно меняться. Наполнение это люди, занимающие разные места в пирамиде и для них должна существовать мотивация продвижения снизу наверх. Если кто то – где то засиделся и прикрывает кран ресурса – революция, небольшой «апгрейд». Если совсем все плохо и само устройство стало не адекватным – катастрофа мирового масштаба, в результате можно начать все с начала и с другим наполнением.
Для постоянного движения снизу вверх и работоспособности самого устройства пирамиды предусмотрена мотивация быть победителем. Соответственно эта управляющая информация вставляется в пирамиду сознания и мотивирует человека на достижение. Это происходит посредством того что его желания начинают соотноситься с одной из зон реализации связанных с предлагаемыми символами победы. «В чем ты хочешь быть победителем? Выбирай, тебе открыты все дороги!». Таким образом, обнаруживается прямая зависимость пирамиды сознания и пирамиды социального устройства. Еще больше их связывают и стимулируют поведение человека на активную деятельность так называемые «красные кнопки», которые появляются на фоне подсознательного желания быть победителем.
С другой стороны (со стороны социального устройства) являются удобным механизмом стимулирующим поведение человека в требуемом направлении. Будучи занятым (в автоматическом режиме) самоконтролем и самооценкой человек не осознает в себе механизмы, работающие на подсознательном уровне и их действие по стимулированию его личности на определенную деятельность. Кроме того взаимодействуя с людьми человек сам кому то (не осознанно) отжимает эти кнопки так же как и ему отжимают другие. Процесс работает автоматически в мире людей и стимулирует активность личности. Социальная пирамида и пирамида сознания являются друг для друга зеркалами с одной стороны и взаимодополняющими структурами с другой стороны, которые развивают и ограничивают друг друга одновременно. Таким образом, про них можно сказать, что они сделаны по образу и подобию друг друга. Человек как существо социализированное несет в себе эту социальную пирамиду и с помощью самоконтроля сверяется в своем поведении, как будто смотрится в зеркало.
Наверное, второе рождение это и есть отказ от этого зеркала. Зеркало нужно сменить, но для этого необходим тот, кто это сможет сделать. Это уже другая история.
Источник:
Олег Сухарев
uigoria.ru