Цвета восприятия

Цвета восприятияВ начале, когда ребенок смотрит на картину, ему приходится объяснять, что это дерево, это лиса, это озеро, хотя его органы зрения ничем не отличаются от органов зрения взрослого. Таким образом по мере становления у каждого из нас формируется определённая база шаблонов восприятия, в большей части усваимая нами из окружающей нас культуры. Например таким образом появляются живые и неживые предметы, материальные и нематериальные вещи, твёрдые и мягкие, быстрые и прозрачные, круглые и угловатые, целые и состоящие из частей.Большинству из нас со школьных уроков рисования знакомы такие или похожие рисунки:

Смешение основных цветов

Учителя нам в своё время рассказывали, что все цвета можно получить смешением трёх основных цветов.
Не вдаваясь в подробности цветообразования, а также историю развития цветовых моделей возьмём эту модель в качестве рабочей.
Следует отметить что набор основных цветов, например красного-жёлтого-синего не природная данность, а произвольный выбор.
То есть выбирая, по определённым правилам, этот набор мы задаём ту или иную цветовую гамму, которую потом используем для создания как произведений искуства так и предметов обихода.

О восприятии

Попробуем посмотреть на наше восприятия с точки зрения этой модели. Оно определяется нашими природными данными — характеристиками тела, а также нашими шаблонами восприятия. Т.е. из всего поля восприятия мы выделяем вещи, предметы и их характеристики по шаблонам, правилам которые передаются нам в детстве нашими родителями, учителями или в более позднем возрасте самостоятельно извлекаются нами из того культурного контекста в котором мы находимся — книги, общение, телевиденье, архитектура, произведения искуства и т. д.

В начале, когда ребенок смотрит на картину, ему приходится объяснять, что это дерево, это лиса, это озеро, хотя его органы зрения ничем не отличаются от органов зрения взрослого. Таким образом по мере становления у каждого из нас формируется определённая база шаблонов восприятия, в большей части усваимая нами из окружающей нас культуры.

Например таким образом появляются живые и неживые предметы, материальные и нематериальные вещи, твёрдые и мягкие, быстрые и прозрачные, круглые и угловатые, целые и состоящие из частей.

Этих шаблонов очень много, но все они, как и цвета одной цветовой гаммы, задаются несколькими основными, базовыми категориями.

От выбора этих основных категорий и зависит то поле шаблонов восприятия — свойств, качеств, взаимосвязей, которые в дальнейшем и определят наше мировозрение, а в итоге и восприятие мира.

Можно проследить как в зависимости от культурных контекстов, различных для разных народов, традиций и религий, формируется различное мировозрение и восприятие мира.

Я хочу показать как восприятие привычных вещей меняется в зависимости от основных категорий формирующих наше сознание.
Для этого я сформирую поле восприятия исходя из произвольно выбраных трех основных категорий и расположу на нём все воспринимаемые нами вещи и явления исходя из наличия, проявленности в них этих категорий.

Для примера я выбрал три категории расмотренные в статье «Первичные философские категории и их триединство»

Оставим сам процесс выбора категорий за рамками этого рассказа и сосредоточимся, на том как вещи и явления воспринимаемого нами мира распределяться по полю восприятия образованого категориями «образ», «движение», «мера».

Для того, чтобы понятно было как я это сделал остановлюсь немножко на самих категориях.

Образ — это то, что позволяет нам видеть на плоском листе бумаги, с перемежающимися черными и белыми точками, любимого человека.
Именно способность переноса образа с одного носителя на другой позволяет нам сохранять его в различном виде — фото, картина, киноплёнка, фотоплёнка, компакт-диск, музыкальное произведение и т. д.

Движение — эта категория, которая задаёт изменчивость нашего мира. Категорию движения можно увидеть, если из движения маятника, течения реки, движения планет убрать его форму (образ). Т.е. движение существует безотносительно к его форме и может выражаться различным образом — по кругу, волной, по прямой, из стороны в сторону и т.д.

Мера — категория которая проявляется как свойство вещей быть измеримыми и иметь конечные границы.
Везде где мы говорим о количестве, длительности, каком-то конечном периоде, границах чего-то, о частях, долях, разделении мы говорим о той или иной мере вещей.

Хочу отметить, что исходя из того, что это основные категории, ни одна из них не может быть выражена через другие.

Сразу же, после утверждения таких основных категорий, можно увидеть как восприятие мира разделяется по следующим дополняющим друг-друга областям: движимое — неподвижное, оформленное — безформенное, конечное — бесконечное.

Любознательный читатель может почитать более детальные измышления о категориях образа, меры и движения:

Способ видеть мир
Три царства
О точке
Образ, мера, движение
Великий предел или о выборе и границах

Оставив читателю возможность самому продолжить развитие и формирование свойств и качеств вещей путем наложения основных категорий я перейду сразу же к изображению, на котором я разместил вещи и явления воспринимаемого нами мира согласно той или иной степени выраженности в них категорий движения, образа и меры.

мысли, эмоции, вещи, мифы, символы, смыслы, силы, поля, человек, переживания, мировозрение, образ, мера, движение

Рассмотрим несколько явлений изображённых на рисунке.

Чувства — в чувствах очень хорошо выражен аспект движения, но очень слабо выражены образ (форма) и мера.

Идея — это то, что предстаёт в нашем восприятии как неизмеримое и неподвижное, но очень хорошо передаваемое на различных носителях явление.

Вещи, предметы — хорошо проявлена категория образа и меры, значительно меньше категория движения. Т.е. предметы имеют ясно выраженую форму, границы и измеримость (количество, размеры), но почти не содержат движения в границах формы — иначе мы бы их не находили там где поставили.

О белках

Многие, кто ходил в школе на уроки литературы, помнят этот текст:

Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земли,
Сизым орлом под облаками.

Но, как оказалось выражение «растекаться мыслию по древу» зажившее своей жизнью, является просто неправильным переводом.
Оригинал на древнерусском выглядит так:
«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы.»

Переводчиков совсем не смутило, что мысль, волк и орел находятся в одном ряду.
Не долго думая они перевели слово «мысь» словом «мысль».

Казалось бы причём тут белки.

Если мы откроем этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, то узнаем что слово «мысь» означает белку

Теперь всё становится на свои места: белкой по древу, волком по земле, орлом под облаками.

alt

Вот такая история. Так, что в следующий раз, когда увидите белку, постарайтесь не думать о Бояне.