О вреде Дзен

О вреде ДзенРечь здесь пойдет прежде всего о доктрине “внезапного просветления” Хуэй-нена и о том вреде, который нанесла она (благодаря европейским переводчикам) после того как попала в руки профанам. Итак, когда этот достопочтенный патриарх собрал Сангху, чтобы провозгласить свою знаменитую доктрину, изложенную в “Сутре высокого помоста” нужно не упускать из виду, ЧТО ЗА аудитория ему внимала. Все риторика, пафос речи, сложая терминология свидетельствует, что перед ним находились весьма подготовленные слушатели, прошедшие серьезную теоретическую и практическую подготовку. Именно к НИМ и обращался Хуэй-нен – ОТНЮДЬ НЕ К НАМ!!!О вреде ДзенРечь здесь пойдет прежде всего о доктрине “внезапного просветления” Хуэй-нена и о том вреде, который нанесла она (благодаря европейским переводчикам) после того как попала в руки профанам.

Итак, когда этот достопочтенный патриарх собрал Сангху, чтобы провозгласить свою знаменитую доктрину, изложенную в “Сутре высокого помоста” нужно не упускать из виду, ЧТО ЗА аудитория ему внимала. Все риторика, пафос речи, сложная терминология свидетельствует, что перед ним находились весьма подготовленные слушатели, прошедшие серьезную теоретическую и практическую подготовку. Именно к НИМ и обращался Хуэй-нен – ОТНЮДЬ НЕ К НАМ!!!

Согласно Шакьямуни-Будде Учение должно соответствовать Времени, Месту и Человеку. Времени – то есть уровню развития цивилизации; Месту – то есть конкретным местным условиям; и Человеку – то есть Учение должно соответствовать непосредственно данному практикующему.
И Хуэй-нен полностью осознавал это, и не проповедовал на базарах и, так сказать, вокзалах.

Доктрина Внезапного Просветления напоминает Высшие (Сокровенные) Тантры Ваджраяны типа Дзогчен и Махамудры, “тайны” которых открывать профанам настоятельно не рекомендуется.

Слово “тайны” я взял в кавычки – ибо никаких собственно тайн нет. Просто эти высшие практики не соответствуют “Человеку” — неподготовленному в должной мере ученику.

О какой практике Випашьяна может идти речь, если человек, например, не погасил еще огонь страстей и не успокоил хоть немного ум в практике Шаматха и не достиг хотя-бы Первой Дхьяны???

Таким образом эти высшие истины просто профанируются и их смысл становится нивелирован и утерян.

Как можно говорить человеку, разрываемому страстями, что нет “греха”? Как можно, извините за выражение, — “бабнику” преподавать сексуальные техники Внутренних Тантр? Абсолютно понятно, что из этого получится – не духовное восхождение, а наоборот – падение, усугубленное тем, что “практикующий” только укрепляет свое эго и укореняется в страстях, думая при этом, что он “на Пути” и не по годам “продвинут”.

Поэтому кругом и развелось “дзенствующих” и они пудрят себе и другим мозги, что “не нужно практики”, “все есть пустота”, “убей патриарха”… сплошное самодовольство и жесточайшее индульгирование.

Поэтому я против такого “Дзен”. Он не имеет никакого отношения к солидным школам Сото и Риндзай. Знаю это из первых рук – некоторые Мастера из Японии посещали нашу Сангху и мы благодарны за их драгоценные наставления.

О вреде Дзен

Но это уже другая история…